Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Ашинский городской детско-юношеский центр»

Адрес456010, Российская Федерация, Челябинская область, город Аша, улица Толстого, дом 16

Контакты администрации +7(35159)2-13-34 ducasha@mail.ru

Рубрика "История фронтовых песен"

Рубрику ведет педагог дополнительного образования, Отличник народного просвещения Ярошенко Людмила Станиславовна

Конечно, всех военных песен мне в этом посте не охватить, но я напишу про наиболее известные и любимые лично мной песни.

Многие из них я знаю с детства, они пелись в моей семье, мы исполняли их в хоре, слышали по радио и телевидению. Я очень люблю сама петь военные песни и знаю их множество. Напевные, лиричные, мелодичные - они сопровождают меня по жизни и с удовольствием вспоминаются по разным поводам. Удивительно, но эти песни можно до сих пор спокойно петь всем вместе, вне зависимости от состава компании – слова и мелодия знакомы каждому.

1."Священная война", сл. В. Лебедев-Кумач, муз. А.В. Александров, 1941г.  Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой… Одна из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны "Священная война"- своеобразный гимн-плач народа была написана в самом начале войны.

24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Известно, что наброски стихотворения были еще до войны как впечатление от просмотра кинохроники бомбардировок городов Испании и столицы Польши.

Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Но окончательно стих сформировался буквально в день нападения Германии на СССР. Стихотворение прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль и сочинил музыку для песни, а на следующий день объявил на репетиции о том, что в репертуар вводится новая песня: "Священная война".

Уже 26 июня на площади Белорусского вокзала состоялась премьера песни для бойцов, уезжающих на фронт. Группа Ансамбля, взобравшись на импровизированный помост, поет первые строки, шум вокзала затихает, люди слушают великую песню, у многих слезы на глазах, впрочем, как и у исполнителей... Песню просили исполнить пять раз! Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Автор "Священной войны" А. В. Александров в свое время писал: "Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!"

img7.jpg

2. "В землянке". Слова А. Сурков. Музыка К. Листов, 1942г.

До тебя мне дойти не легко, а до смерти – четыре шага…

Одна из самых первых лирических песен военных лет, "В землянке", "родилась" совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне в своем письме к ней.

Сурков вспоминает: "Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать "домашних" строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…" После этого, продрогший и уставший Алексей Сурков, отогревался в землянке и писал в блокнот строки знаменитой песни. "Так бы и остались эти стихи частью письма, – продолжает он свои воспоминания, – если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". "Что-нибудь" не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Константину Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет."

Через неделю Константин Листов исполнял эту песню в редакции газеты, оставив репортерам нотные записи. А уже сотрудники газеты представили песню "Комсомольской правде", где она была принята безоговорочно и напечатана 25 марта 1942 года. Оттуда она и пошла в народ, на фронт, в тыл, полюбилась многим не только в СССР, но и за рубежом, в войсках союзников.

Интересен тот факт, что за пассаж "до смерти четыре шага", песню долго пытались "не пропустить", просили заменить эти строки, но тут за песню вступились все, кто ее любил, и слова остались неизменными. До сих пор мы с удовольствием исполняем эту проникновенную композицию.

005.jpg

 

Дата публикации — 21.04.2020